SiriМногие знают, что программы можно не только писать, но и обучать. Делается это с помощью так называемого программного обучения, позволяющего программе учиться на собственных ошибках. Именно благодаря нему нейронные сети Google научились распознавать изображения и места, где были сделаны фотографии.

Однако еще 8 лет назад машинное обучение практически не использовалось ни одним из IT гигантов. Переломить эту тенденцию смог, как ни странно, iPhone, уже после выхода поставивший перед Apple серьезную задачу — создать программное обеспечение, распознающее естественную речь.

Мысли о подобном посещали как программистов, так и фантастов, с самых времен создания первых компьютеров — уже в Star Trek можно видеть, что будущее людям не представлялось возможным без компьютеров, умеющих понимать и общаться с человеком на естественном языке. Однако на пути воплощения мечты в реальность оказалось множество препятствий, которые, случайно или нет, iPhone смог преодолеть. Еще задолго до его появления было понятно, что распознания речи можно добиться только с помощью машинного обучения, однако обучить машину разговаривать — вопрос миллионов, если не миллиардов часов разговоров, служащих программе для обучения. Фактически, основной проблемой была нужда в наличии большого числа ни о чем не подозревающих респондентов (желательно, чтобы порядок был не меньше 10000), общающихся друг с другом. Затраты на такие эксперименты были крайне неоправданы.

Именно эту проблему iPhone смог решить, и всего-то ценой нарушения приватности пользователей — при наличии телефона с качественным микрофоном и постоянным доступом в интернет, получить необходимое число естественных человеческих разговоров — дело довольно простое. А тот факт, что пользователь даже не будет знать о том, что его разговоры отправились на сервера Apple, только улучшает качество обучения и не делает разговор искусственным. Таким образом, Siri действительно являлась результатом «работы» пользователей iPhone – без из разговоров создание подобного софта было бы невозможно в ближайшее десятилетие. Однако, с удовольствием пожиная плоды прогресса, стоит задуматься — а что, если мои частные разговоры были отправлены на сервера Apple? Оправдала ли цель потраченные на неё средства?